В предыдущих постах мы рассмотрели суда флотилии ИЛАКС. А теперь поговорим об их движителе – о парусе.
Парус по-английски – canvas или sail, по-французски – voile, по-итальянски – vela.
Это сегодня парусная лодка – красивая экзотика, доступная немногим. До изобретения паровых машин тысячи лет все морские суда были парусными.
Сначала парусину для парусов делали из шерсти. Викинги ходили на драккарах под шерстяными парусами.
Затем парусину стали изготавливать из льна или конопли. Льняные и, особенно, конопляные паруса отличались высокой прочностью на разрыв, были водостойкими и служили долго. Но они были очень тяжелыми. Вес парусов парусного корабля составлял несколько сотен килограммов.
В XIX веке к льну и конопле присоединился хлопок. Хлопчатобумажные паруса оказались значительно легче по сравнению с другими материалами, и на этом их преимущества заканчивались. Парусина из хлопка недолговечна, быстро намокает и долго сохнет. Поэтому наравне с хлопком для изготовления парусов продолжали использовать коноплю.
Центром производства парусины в Европе была Генуя, Genova по-итальянски. Ткань, которую выпускали генуэзские мануфактуры называли «gene», по-французски это уже звучало, как «jene», а по-английски – «jean». Нетрудно догадаться, почему рабочая одежда, сшитая из парусины, получила название «jeans».
Выходит, у каждого из нас есть свой небольшой парус, пусть даже мы используем его не совсем по назначению.
Сейчас парусину делают из специальных синтетических материалов, они легкие, прочные, устойчивые к воздействию воды.