Калевала

С 10 по 13 августа на острове Хепосаари прошел тур «Народные песни на древних берегах Калевалы». За 4 дня участники путешествия узнали многое об истории северного Приладожья, о его обитателях, об их традициях, обычаях и легендах, пели песни, танцевали под аккомпанемент аккордеонов, гитар и даже бубна, совершали старинные обряды, пили чай из раритетного самовара XIX века. В следующий раз с песнями на берега Калевалы мы отправимся уже в 2024 году.2HS3bMq8_8I

Есть, однако, Калевала, которая всегда с нами. Знаменитый карело-финский эпос можно приобрести в любом книжном магазине или скачать на портативное устройство. Сегодня мы вкратце расскажем, что такое Калевала как эпос и как точка на карте, почему Калевала — самый мирный эпос, почему ее называют авторским эпосом, а также при чем здесь фолк-метал и Толкиен.gmeEorlE4dY

После выхода в 1809 году из-под руки Швеции, присоединения к Российской Империи и получения большой автономии, в Финляндии начался активный рост патриотических настроений и проснулся небывалый интерес к финскому языку и финской культуре. Для справки отметим, что до 1809 года финский язык был преимущественно устным, а официальная переписка, документы, литература, вообще вся письменная жизнь Финляндии — существовали исключительно на шведском языке. Разумеется, ни былины, ни легенды, ни руны, передававшиеся из уст в уста, до этого никогда и никем не были записаны. Но все изменил доктор медицины из Гельсингфорсского университета — Элиас Лённрот.

Элиас Лённрот родился 9 апреля 1802 года в семье сельского портного. В 16 лет он оставил школу и начал работать, чтобы помогать родителям. Элиас работал помощником портного, был учеником аптекаря и домашним учителем. И все это время он непрерывно учился, чтобы поступить университет. Это ему удалось в 1822 году. В 1827 году он окончил университет, а в 1833 году получил должность врача в городе Каяани. Однако не достижения на медицинском поприще прославили Элиаса Лённрота. Еще будучи студентом он мечтал создать эпос на основе народных сказаний и легенд.

В течение 20 лет он путешествовал по Финляндии, Карелии, Ингерманландии, по территориям нынешних Мурманской и Архангельской областей, изучая языки народов, населявших эти земли: карелов, саамов, веппсов, запоминал и записывал за деревенскими сказителями древние истории, шедшие из глубины веков. Слово «Калевала» переводится как «земля Калева». Калев — древний богатырь-великан. Учитывая географию распространения рун, вошедших в эпос, можно сказать, что все названные выше местности и есть та самая Земля Калева.

Для первого издания Калевалы Лённрот отобрал 12 078 эпических песен или рун. В дальнейшем их количество увеличилось до 22 795. Следует также отметить, что он использовал и информацию, собранную другими исследователями: К. Готтлундом, С. Топелиусом, Д. Европеусом, К. Алквистом. Эпос «Калевала», который мы все знаем, это не просто записанные эпические песни. Лённрот обработал, переработал, пересказал, структурировал весь колоссальный массив собранной им информации. «Калевала» — это литературное произведение, имеющее создателя и автора. И автор этот — Элиас Лённрот.

Записи, которые делал Лённрот во время своих этнографических экспедиций, а также то, что было собрано и записано другими собирателями фольклора, были изданы в 33-х томах с 1908 по 1948 год и увидели свет под названием «Suomen kansan vanhat runot» (Старые стихи финского народа).

«Калевала» повествует о сотворении мира, о темной стороне мира, где властвует Старуха Лоухи со своими приспешниками (Лоухи — хозяйка Похьёлы). Главный герой Калевалы — богатырь и рунопевец Вяйнямёйнен, другие герои — богатыри Лемминкяйнен и Куллерво и кузнец Ильмаринен. Причем, если значительная часть древних саг довольно кровожадна, взять хотя бы Сагу о Греттире или сказания о похождениях Кухулина, в «Калевале» вопросы стараются решать мирным путем, придерживаясь правила, что лучшая битва та, которой не было. Так, например, Вяйнямёйнен насылает на жителей Похьёлы волшебный сон, чтобы завладеть Сампо — чудесной мельницей, дарующей счастье и процветание.

«Калевала» оказала большое влияние на мировую культуру. В частности, Ян Сибелиус создал четыре симфонические легенды «Лемминкяйнен и девушки на острове Саари», «Лемминкяйнен в Туонеле», «Туонельский лебедь», «Возвращение Лемминкяйнена», в России существует фолк-метал-группа «Калевала», в текстах песен финской фолк-метал группы Amorphis можно встретить фрагменты из рун «Калевалы», Дж.Р.Р. Толкиен создал «Сильмариллион» — в своем роде Библию Средиземья — под впечатлением от прочтения «Калевалы».