Паруса

В предыдущих постах мы рассмотрели суда флотилии ИЛАКС. А теперь поговорим об их движителе – о парусе.

Парус по-английски – canvas или sail, по-французски – voile, по-итальянски – vela.IMG_8007

Это сегодня парусная лодка – красивая экзотика, доступная немногим. До изобретения паровых машин тысячи лет все морские суда были парусными.

Сначала парусину для парусов делали из шерсти. Викинги ходили на драккарах под шерстяными парусами.IMG_8003

Затем парусину стали изготавливать из льна или конопли. Льняные и, особенно, конопляные паруса отличались высокой прочностью на разрыв, были водостойкими и служили долго. Но они были очень тяжелыми. Вес парусов парусного корабля составлял несколько сотен килограммов.IMG_8006

В XIX веке к льну и конопле присоединился хлопок. Хлопчатобумажные паруса оказались значительно легче по сравнению с другими материалами, и на этом их преимущества заканчивались. Парусина из хлопка недолговечна, быстро намокает и долго сохнет. Поэтому наравне с хлопком для изготовления парусов продолжали использовать коноплю.IMG_8005

Центром производства парусины в Европе была Генуя, Genova по-итальянски. Ткань, которую выпускали генуэзские мануфактуры называли «gene», по-французски это уже звучало, как «jene», а по-английски – «jean». Нетрудно догадаться, почему рабочая одежда, сшитая из парусины, получила название «jeans».IMG_8004

Выходит, у каждого из нас есть свой небольшой парус, пусть даже мы используем его не совсем по назначению.

Сейчас парусину делают из специальных синтетических материалов, они легкие, прочные, устойчивые к воздействию воды.