Немного о ветре или как лавируют корабли

Даже если вы уже запомнили, что шкоты — это веревки, кливер — это парус, а колдунок — волшебная ленточка- флюгер, некоторые слова капитана продолжат ставить вас в тупик.

Например, бакштаг или бейдевинд, иногда нужно привестись, а иногда увалиться, а еще бывают загадочные фордак и вмордувинд.

И хотя умение ловить ветер – это непростая наука и даже в каком-то смысле — искусство, попробуем разобраться, как это работает хотя бы в общих чертах.

Ловят ветер с помощью парусного вооружения судна, которое состоит из: парусов, стоячего такелажа — тросов, бегучего такелажа — веревок (или – шкотов, ну вы знаете) и рангоута — мачт.

Капитан Врунгель говорил: «Плавание — это стремление вперёд, движение, иными словами». Чтобы это движение происходило, давление воздуха с внешней стороны паруса должно быть меньше давления с внутренней стороны, только в этом случае образуется сила, направленная перпендикулярно полотну паруса.

Но как быть, если ситуация обратная и ветер идет навстречу парусу? В этом случае начинается лавировка или зигзагообразное изменение курса с целью поддержания курса против ветра или по ветру. В этом случае еще говорят, что судно идет галсами.

Всего существует 5 видов курса судна относительно ветра:

Левентик (фр. le vent — ветер) – ветер идет прямо навстречу судну, но так как при таком ветре судно в принципе не может двигаться вперед, говорят не «курс», а положение «левентик».

Фордевинд (нидерл. voor de wind – для ветра) – это Левентик наоборот, ветер – в корму судна. Судно идет курсом Фордевинд – когда дует тот самый «попутный ветер».

Галфвинд (нидерл. halve wind – половина ветра) – это курс, когда ветер дует перпендикулярно борту судна.

Бейдевинд (нидерл. bij de wind – на ветру) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет более 100 градусов.

Бакштаг (нидерл. bakstag) — курс, образующий с направлением ветра угол более десяти и менее восьмидесяти градусов, то есть ветер по отношению к кораблю дует сзади-сбоку.

Закончить этот краткий обзор также хотелось бы словами капитана Врунгеля: «Нет плохих судов и нет плохих ветров, есть плохие капитаны». А вот в команде ИЛАКС все капитаны хорошие и даже отличные! Присоединяйтесь к ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЕ шкиперов и инструкторов туризма «ИЛАКС».

Мы поймаем для вас самый лучший ветер!